Банковское обозрение,
19 августа 2020 г.
Лихачи заплатят за стабильность рынка автострахования 952 просмотра
Сегмент автострахования может оказаться наиболее стабильным в страховой отрасли в ситуации пандемического кризиса за счет обязательного характера ОСАГО и проведения второго этапа реформы системы, считают в «Эксперт РА». Страховщики в успехах сомневаются.
В опубликованном в июле «Аналитическом обзоре страхового рынка за первый квартал 2020 года» НРА сказано: «Поскольку введение ограничений пришлось на вторую половину марта, итоги первого квартала сильно отличаются от прогнозируемых годовых результатов».
Это утверждение относится в первую очередь к продажам полисов автокаско. «Автокаско показало положительную динамику и по объему премий (+3,4 млрд рублей), и по количеству договоров (+117 тыс.), но тенденция не будет долгосрочной. Поддержку сегменту оказал всплеск спроса на новые автомобили, но он вызван не улучшением экономической ситуации, а негативными ожиданиями потребителей в части будущего роста цен, в следующие кварталы 2020 года эффект будет нивелирован», — сказано в обзоре.
Без движения и без страховки
Рост каско будет компенсирован резким снижением продаж уже в апреле, говорится в исследовании. Очевидно, что за время подготовки материалов к публикации прогнозы успели сбыться и оказались точны. Так, в аналитическом докладе «Эксперт РА» «Итоги апреля-мая 2020 года на страховом рынке: проверка на прочность», также опубликованном в середине июля, автокаско выделяется уже «со знаком минус».
«“Эксперт РА” провел опрос среди топ-30 страховщиков по взносам, по результатам которого страхование автокаско оказалось в лидерах падения по итогам апреля и мая 2020 года, — прокомментировала статистику для «Б.О» Ольга Любарская, старший директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА». — Объем премий среди опрошенных компаний в сегменте за апрель-май 2020 года сократился на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными причинами стали падение реальных доходов населения, сокращение продаж новых автомобилей, в том числе продаж в кредит, а также снижение частоты использования автотранспортных средств. Все это привело к отказам от добровольного вида страхования».
Михаил Черных, заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования «Абсолют Страхование», говорит о сокращении доходов населения, из-за которого владельцы транспортных средств стали больше обращать внимание на договоры с франшизой либо только на критичные риски («Хищение/Тоталь»).
Статистика ЦБ, приведенная в обзоре НРА, показывает, что в структуре премий за январь — март 2020 года доля каско составляла 9,2%, а ОСАГО — 10,9%; годом ранее продажи автостраховок были выше — 9,5 и 11,9%. То есть оба показателя период к периоду снизились.
Конкуренция за мегаполисы
Алексей Власов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах», подтверждает, что тренд на снижение спроса на КАСКО был очевиден и до кризиса.
Единственным драйвером роста он называет корпоративный сегмент, где востребован автолизинг, а в страховании физических лиц «постоянно идет снижение объема премий, растет спрос на более дешевые продукты». По его мнению, полное каско приобретают в основном в связи с кредитованием, по большей части в столицах и городах-миллионниках.
Видит эксперт и нарастание конкурентной борьбы за клиента. Судя по данным НРА, это борьба на выбывание: за год количество страховщиков, работающих в сегменте автокаско, сократилось с 92 до 76 (лицензии не сдавались), из них лишь 58 заключили более 100 договоров. «Темп роста выплат (+15,8%) значительно превышает темп роста премий (+9,4%)», — сказано в обзоре НРА.
Среди причин Алексей Власов называет рост стоимости запчастей для иномарок из-за снижения курса рубля и рост стоимости самих автомобилей.
Прогнозы «Эксперт РА» по автокаско оказались наиболее позитивными. «Во втором полугодии 2020 года ожидается частичное восстановление сегмента страхования, — прогнозирует Ольга Любарская. — Но динамика премий вновь может оказаться под давлением, если произойдет еще одно введение ограничительных мер».
ОСАГО: выгоды с подвохом
ОСАГО, напротив, не подверглось значительному негативному влиянию пандемии, что обусловлено обязательностью этого вида страховки, констатирует Ольга Любарская. Вероятно, в основе оптимистичных подходов лежит прогнозный показатель чистой прибыли, озвученный в конце декабря 2019 года президентом Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорем Юргенсом, — 18 млрд рублей (уточнения данных не последовало).
Объем премий по данным видам полисов вырос на 1,3 млрд рублей, до 46,46 млрд, а количество договоров — на 224 тыс., приводят статистику по первому кварталу 2020 года в НРА. За учетный год здесь также регистрируется снижение числа игроков на рынке (хоть и менее значительное, чем в автокаско) — 44 компании против 48.
Средние выплаты за первый квартал выросли и по ОСАГО. У 19 участников рынка они превышают премии даже на фоне положительной динамики премий (37,4 млрд рублей, +1,3 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2019 года). ОСАГО по-прежнему характеризуется низкой рентабельностью, а также очень высокой конкуренцией за выгодные сегменты и регионы, что приводит к необходимости корректировки тарифов, отмечается в обзоре НРА.
Автострахование без дискриминации
В отличие от каско, по ОСАГО уже озвучены показатели за первое полугодие 2020 года, и можно оценить влияние кризиса. Средняя выплата выросла на 5,2% и составила 70,2 тыс. рублей, приводят данные в РСА, средняя стоимость полиса практически не менялась, а договоров заключено на 1,3% меньше. Общая сумма премий за полугодие — 103,2 млрд рублей, выплаты снизились на 6,2%, то есть на 69,5 млрд рублей.
Нет уверенности, что по «аварийным» водителям страховщики будут бесперебойно и онлайн получать актуальную информацию обо всех серьезных нарушениях, чтобы отразить это в тарификации
За полугодие полисы ОСАГО подешевели у половины участников рынка, что выгодно клиентам, отмечает Игорь Юргенс. Такую ценовую политику он объясняет ростом конкуренции в преддверии вступления в силу с 24 августа новой редакции Закона об ОСАГО. Поправки гарантируют еще более персонализированный подход к тарифам (он уже изменился на первом этапе реформы), а также вводят запрет на любые виды дискриминации водителей: по расовому, национальному, языковому признаку, вероисповеданию и даже политическим взглядам.
Одновременно вступит в действие Указание ЦБ о расширении тарифного коридора ОСАГО «вверх» и «вниз»: для частных владельцев — на 10%; для юрлиц и грузового транспорта — на 20%, для такси — на 30%. Страховщики полагают, что это позволит компенсировать расходы на ремонт.
С лихачей возьмут с лихвой?
«Существенно снизятся тарифы для аккуратных водителей, которые редко нарушают ПДД. И, наоборот, для злостных нарушителей они станут выше», — делает прогноз Михаил Черных. По опыту других стран, снижение показателей для безаварийных водителей доходит до 15%. Конкуренция за них вырастет, уверен Игорь Юргенс.
Расчеты РСА показывают: более 70% аварий устраивают всего 5% водителей. Но у Михаила Черных «нет уверенности, что по “аварийным” водителям страховщики будут бесперебойно и онлайн получать актуальную информацию обо всех серьезных нарушениях, чтобы отразить это в тарификации».
Эксперт не исключает, что и «суммарная премия немного снизится». Среди причин — отказ части владельцев авто от их эксплуатации из-за экономического кризиса.
Если так, то вопрос, на чем зарабатывать, встает в полный рост. Алексей Власов считает, что будущее в продажах — за пакетным продуктом, базирующимся на ОСАГО с добавлением покрытия катастрофических рисков, угона и гибели.
Екатерина КАЦ
Вся пресса за 19 августа 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Исследования, Тенденции, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|